Дом Учителя Уральского федерального округа

Национальный Оргкомитет Олимпиады в Казахстане
Телефон: +7 (7142) 53 64 67
Телефон: +7 (7142) 91 77 41
Мобильный/WhatsApp: +7 (705) 134 05 04
E-mail: 8_olimp@mail.ru
Рабочее время: Пн - Сб с 08.00 до 20.00

Елена Львовна Березович

Русский язык

Профессор филологического факультета Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина (УрФУ), ведущий научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук (ИРЯ РАН).

Елена Львовна родилась в 1966 г. в Свердловске в семье инженера Льва Ароновича Березовича. В 1988 г. окончила филологический факультет Уральского государственного университета (УрГУ). Ученица члена-корреспондента РАН, профессора А.К. Матвеева. С 1986 г. работает на кафедре русского языка и общего языкознания УрГУ, сначала лаборантом, ученым секретарем топонимической лаборатории, с 1991 г. ведет преподавательскую работу (ассистент, доцент, с 2001 г. — профессор той же кафедры). В 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию «Семантические микросистемы в русской топонимии», в 1999 г. — докторскую диссертацию «Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте». Принадлежит к Уральской ономастической школе. С 2006 г. по совместительству ведущий научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН.

Научная деятельность

Е.Л. Березович — известный специалист в области русской и славянской этнолингвистики, ономастики, диалектной лексикологии, этимологии и семантической реконструкции.

•    Этнолингвистика — область науки о языке, изучающая язык в его взаимоотношении с культурой. Этнолингвистика рассматривает две тесно взаимосвязанные проблемы: 1) каким образом, с помощью каких средств и в какой форме в языке находят отражение культурные (бытовые, религиозные, социальные и пр.) представления народа, говорящего на этом языке, об окружающем мире и о месте человека в этом мире; 2) какие формы и средства общения — в первую очередь, языкового общения — являются специфическими для данной этнической или социальной группы.

•    Ономастика — раздел науки о языке, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления. В более узком смысле ономастика — собственные имена различных типов (ономастическая лексика).

•    Этимология — раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.

Елена Львовна автор ок. 280 научных и научно-методических работ, среди которых шесть монографий (в том числе «Топонимия Русского Севера: Этнолингвистические исследования», «Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте», «Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования», «Русская лексика на общеславянском фоне: Семантико-мотивационная реконструкция»), авторский «Этимологический словарь русского языка для школьников», «Словарь говоров Русского Севера» (в составе авторского коллектива), около 150 статей, опубликованных в научных сборниках и журналах России, Польши, Чешской Республики, Болгарии, Сербии, Словении, Белоруссии, Украины, Франции, Америки. Является членом президиума комиссии по этнолингвистике при Международном комитете славистов (МКС), членом комиссий по диалектологии и этимологии при МКС.

Е.Л. Березович — руководитель учебно-научного комплекса «Русский ономастикон» (ИРЯ РАН — УрФУ), а также информационного центра «Русская диалектология» (ИРЯ РАН).

После смерти А.К. Матвеева в 2010 году стала главным редактором всероссийского журнала «Вопросы ономастики», издаваемого ИРЯ РАН и УрГУ. Член авторского коллектива и редколлегии «Словаря говоров Русского Севера». Член редакции журнала «Etnolingwistyka» (Польша, Люблин), член редакционных советов журналов «Acta onomastica» (Чешская Республика, Прага), «Onomastica» (Польша, Краков). Член двух специализированных советов по защите докторских диссертаций при Уральском федеральном университете.

С 2001 г. начальник Топонимической экспедиции Уральского университета, участвовала в 42 полевых выездах на Русский Север, Средний Урал, в Западную Сибирь и др.

Выступала с докладами на нескольких десятках международных научных конференций в Екатеринбурге, Москве, Вене, Петрозаводске, Сыктывкаре, Париже, Люблине, Варшаве, Кракове, Праге, Брно, Белграде, Любляне, Охриде, Минске, Киеве, Житомире и др.

Лектор международных научных школ (Варшава, Москва, Переславль-Залесский, Псков). Под руководством Е.Л. Березович защищено 11 кандидатских диссертаций.

Основные труды

•    Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: диссертация … д-ра филологоческих наук / Е.Л. Березович; УрГУ. Екатеринбург, 1998.

•    Березович Е.Л. Топонимия Русского Севера: Этнолингвистические исследования. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1998.

•    Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000.

•    Березович Е.Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования. Москва: Индрик, 2007. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).

•    Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: Пространство и человек. Москва: Либроком, 2009. (испр. переиздание части монографии 2000 г.).

•    Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: Мифопоэтический образ пространства. Москва: КомКнига, 2010. (испр. и существенно расширенное переиздание части монографии 2000 г.).

•    Березович Е.Л., Галинова Н.В. Этимологический словарь русского языка для школьников. 7–11 классы: Учеб. пособие. Москва: АСТ-Пресс Книга, 2011.

•    Березович Е.Л. Русская лексика на общеславянском фоне: семантико-мотивационная реконструкция. Москва: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2014.

Елена Львовна является автором «Этимологического словаря русского языка для школьников» (Екатеринбург, 2000). Вот что она пишет в предисловии своей книги:

«Книга, которую вы сейчас держите в руках, относится к менее известному типу словарей — этимологическим. Такой словарь не ставит перед собой практическую цель научить своего читателя правильно писать или читать слова. Он знакомит нас с происхождением слов и перипетиями их судьбы, тем самым вырабатывает навыки особого чтения — умения прочитать слово изнутри, понять, какая мысль была изначально вложена в него, почему именно эта, а не другая звуковая оболочка оказалась обозначением данного предмета или явления действительности…

Если этот словарь поможет вам, дорогие читатели, увидеть неизвестное в известном, посодействует развитию "языкового чутья" и пробуждению интереса к замечательной науке этимологии, то автор может считать свою сверхзадачу выполненной».

Другие учёные проекта