Современный этап развития общества требует формирования нового человека, обладающего не только целостной системой универсальных знаний, умений, но и готового к непрерывному самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, способного к успешной социализации, адаптации на рынке труда и самореализации в профессии и жизни.
В этой связи современная школа призвана создать условия для становления таких жизненных установок личности, как:
Современные родители также заинтересованы в изменении содержания образования, которое позволило бы их детям быть успешными в условиях информационного (постиндустриального) общества.
Таким образом, важной составляющей деятельности педагога является создания условий для развития личностных качеств личности, обеспечения преемственности (с начальной до старшей школы) в формировании умений, навыков и способов деятельности, обеспечивающих возможность саморазвития, самообразования, самореализации, самовоспитания на протяжения всей жизни.
Обучение через всю жизнь - одна из основных идей современной системы образования. При этом важно обеспечить построение системы обучения и воспитания ориентированной на удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, отвечая на вызовы социума, возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий (развития, воспитания, обучения, профессионального самоопределения, здоровьесбережения и др.) с учетом индивидуальных, возрастных особенностей обучающихся, уровнем его образовательного ресурса.
В современных условиях, целью школы является создание условий для индивидуальной образовательной активности учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных и профессиональных перспектив. К таким условиям относятся:
Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счет возможности самостоятельного выбора учащимися вариантов изучения предметов, форм обучения (очная, заочная, экстернат, дистанционная образование), выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности.
Расширение пространства социальной деятельности учащихся обеспечивается включением их в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов), встраиванием учащихся в социально значимые программы регионального, федерального и международного уровня, обеспечением реализации социальных проектов учащихся, организацией учебных и предпрофессиональных стажировок и практик.
Переход от «предметного» к «метапредметному» освоению материала обеспечивается овладением учащимися рядом универсальных (метапредметных) способов деятельности (рефлексия, творчество, исследование, проектирование и управление) и возможностью применения этих способов при освоении того или иного предметного материала.
Предоставление молодому человеку права самостоятельного формирования индивидуальной образовательной траектории, определение сроков и способов освоения индивидуальной образовательной программы, прохождение процедур аттестации, соответствующих особенностям индивидуального плана дает возможность приобретения навыков самостоятельной образовательной деятельности.
Обеспечение сопровождение индивидуального образовательного движения учеников через инициирование и поддержку их интересов (инициатив) в различных формах образовательной деятельности для реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути составляет сущность технологии тюторского сопровождения.
Это позволит обеспечить развитие заложенных в ребенке природных задатков на основе диагностики его возможностей и реализовать принцип «каждый человек талантлив по своему», важно это увидеть и создать условия для проявления его одаренности в той иди иной сфере.
Представляется, что данная проблема, в силу ее актуальности и важности, должна стать одним из ключевых направлений развития современной образовательной школы России. Поэтому проблема тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной траектории обучающихся в современных условиях приобретает актуальный характер для российской системы образования, особенно в основной школе и на старшей ступени обучения при организации профильного обучения.
Дом Учителя Уральского федерального округа (Екатеринбург, Россия),
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области (Курган, Россия)
Урало-Сибирская фольклорная ассоциация (Екатеринбург, Россия)
вновь приглашает педагогов в содержательное и увлекательное педагогическое путешествие в Санкт-Петербург для участия в IV Международной педагогической мастерской по теме: «Технология тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной траектории обучающихся в условиях реализации ФГОС».
Отзывы о проведении III Международной педагогической мастерской
Приглашение к участию в Мастерской
Программа психологического тренинга
Программа IV Международной педагогической мастерской в Санкт-Петербурге (24 - 29 марта 2016)