Дом Учителя Уральского федерального округа
Оргкомитет:
Для начальных классов:
8-800-700-75-47 8-343-268-25-80
  5chet@urfodu.ru

Андрей Владимирович Головнёв

История

Андрей Владимирович Головнёв

Российский антрополог, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук (РАН), главный научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН (сектор этноистории), главный редактор «Уральского исторического вестника», директор Этнографического Бюро, президент Российского фестиваля антропологических фильмов (Екатеринбург), кинорежиссер, поэт, музыкант.

Андрей Владимирович Головнёв родился 14 марта 1958 года в Челябинске, вырос в Омске, куда его родители, инженеры-конструкторы, переехали после окончания политехнического института на работу в конструкторские бюро авиационной техники. Отец видел в нем своего продолжателя в области кибернетики, но сын увлекся литературой и историей, путешествиями и изучением народов Арктики.

По окончании школы в 1976 году поступил на исторический факультет Омского государственного университета, а в 1979 году был переведен в Московский государственный университет для специализации по кафедре этнографии. Под руководством доктора исторических наук В.И. Васильева и профессора Л.П. Лашука прошел полный курс специализации и совершил несколько экспедиционных поездок на Таймыр, Гыдан, Ямал и Полярный Урал.

 

«Этнография — это наука о многообразии человеческого рода и о бескрайних возможностях человеческой культуры. Не о том, какие у людей различия, а о том, какие у нас возможности. Изучение этнографии помогает сравнить свою привычную культуру с другими, и увидеть своё глазами других, заново. Этнография, культурная антропология — это зеркало, позволяющее «познать других и увидеть себя». Я называю этнографию олимпиадой культурных возможностей».

После окончания Омского университета в 1980—1982 годах работал учителем истории и директором краеведческого музея с. Усть-Ишим Омской области, продолжая этнографические изыскания среди сибирских татар и русских старожилов Сибири. В 1986 году окончил аспирантуру на кафедре этнографии исторического факультета МГУ защитой кандидатской диссертации «Исторические формы хозяйства у народов Северо-Западной Сибири».

В 1982—1990 годах Андрей Владимирович — преподаватель, а затем и заведующий кафедрой истории СССР Тобольского педагогического института. С 1990 года работает в Институте истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН): старшим (1990—1999), ведущим (1999—2002), главным (с 2002) научным сотрудником. С мая 2003 года является членом-корреспондентом РАН (отделение историко-филологических наук, секция истории).

В 1991 году Андрей Владимирович создал творческое объединение «Этнографическое Бюро». В 1995 году в Институте археологии и этнографии СО РАН защитил докторскую диссертацию «Самодийцы и угры Западной Сибири: комплексы традиционных культур». В 2000 году ему присвоено звание профессора, с 2010 по 2015 гг. Андрей Владимирович возглавлял кафедру археологии и этнологии Института гуманитарных наук и искусств (ИГНИ) Уральского государственного (ныне федерального) университета. Заведует лабораторией Исторической антропологии в Белгородском государственном университете (БелГУ).

Научные интересы А.В. Головнёва связаны с изучением народов и культур Северной Евразии, прежде всего Арктики и Субарктики, хотя в последние годы диапазон его изысканий расширился меридионально на юг до Великой степи и широтно до охвата Северной Америки. Андрей Владимирович успешно сочетает мастерство этнографа-полевика и этнолога-теоретика. Он полагает, что научная жизнь исследователя народов должна состоять из двух почти равных долей — путешествий и кабинетных штудий. За тридцать с лишним лет полевых изысканий он жил и работал на Ямале, Таймыре, Гыдане, Северном Урале, на Европейском Севере России и Чукотке, в Югре, Якутии, Скандинавии, на Аляске и в других областях Арктики и Субарктики среди ненцев, селькупов, энцев, хантов, манси, коми-зырян, чукчей, эвенков, якутов, сибирских и уральских татар, русских поморов, староверов и сибирских старожилов.

 

«Почему именно Север? Север — это простор. Это свобода от той самой короткой и прочной социальной пуповины, которая нас монтирует в муравейник урбанизованной жизни. И на севере человек виднее как существо, которое способно властвовать над собой и своей судьбой, принимать самостоятельные решения. Там не выживают слабые, там сами условия жизни — уже вызов. Люди живут всегда на грани риска. Север — это свобода…»

В 2011 году А.В. Головнёв организовал и возглавил Уральскую этноэкспедицию (ЭЭ), которая силами четырех отрядов (Полярного, Северного, Центрального и Южного) проводит полевые исследования народов Урала от Арктики до Великой степи. В тематике ЭЭ обозначены следующие приоритеты: Урал как этноперекресток, соотношение традиций и новаций, древние и современные пути и коммуникации, дрейф этничности, культура этнодиалога, этнофото и этнокино.

 

«Есть ли самое красивое место на Урале? Я антрополог, а антрополог — это всегда человек диалога, человек с настроением многообразия. У меня нет любимого места. Северный Урал очень красив. Полярный Урал — обалденный, но меня очаровывают и река Серга, и во многих местах Южный Урал своей степью: ковыль, несущиеся кони — что может быть красивее? Это вполне сопоставимые по эстетике картинки. А завод? Люблю смотреть на ржавчину нижнетагильского завода — это такая мощь!

У меня нет любимых народов, любимых мест, писателей, фильмов, книг. В этом смысле я в большей степени человек панорамы, спектра, и красота для меня — это достоинство. Это выраженность, самореализованность. Люди красивее всего в своем амплуа, в своей среде. В своей природе, в своем доме, там, где человек хозяин. Красота и достоинство — неразрывные вещи».

Как этнолог-теоретик А. В. Головнёв разработал ряд оригинальных методологических концепций. Он — автор исторической типологии традиционной экономики коренных народов Урала и Западной Сибири, нового подхода к исследованию культуры как четырехмерной системы, развивающейся в природном и социальном пространстве в динамике субъектно-объектных отношений, концепции дрейфа этничности, нового герменевтического метода интерпретации значений и символов традиционных культур, отраженного в названии книги «Говорящие культуры». В последние годы разрабатывает метаисторическую методологию, названную им антропологией движения. Андрей Владимирович одним из первых в России использовал средства кинематографа для создания этнических образов, он — лидер российской визуальной антропологии.

 

«Я понимал, что впечатления, которые я передаю письменным языком, текстом, не вполне адекватны. И что-то из них выпадает. Тем более научный язык сух, фактографичен, и лишен тех самых эмоций, которые принципиальны для моего восприятия. Получалось так, что друзьям я рассказываю одни истории — о приключениях, а в научных статьях пишу о другом. И вообще — не хватало того образа, той полноты, которую не передашь словами. Сегодня это очень понятно — сейчас люди часто говорят картинками, смайликами, фотографиями. И часто изображение говорит за целую статью. Сначала я использовал фотоаппарат, потом кинокамеру, затем видеокамеру.

Но мое кино все-таки это исследование. Это не искусство ради искусства, это камера-исследователь. И мои композиции — они не выстроены по законам науки, в них есть естественный для меня мощный этнографический бек-граунд, но я его не педалирую, не преподношу в качестве разделов, он остается фоном и средой фильма. В действии я ищу интересных людей. Они живут в пространстве той самой культуры, но они живые люди. Чужой этнос, судьба, настроение, выражение глаз... В этом смысле красота — это не просто пропорции по эталону, это всегда сила выражения и самовыражения. Красивым может быть человек внешне малопривлекательный в статичном состоянии, но как только он начинает двигаться, действовать, как только у него зажигаются глаза — он становится необычно красивым».

А.В. Головнёв — президент Российского фестиваля антропологических фильмов и Кочующего Северного кинофестиваля, руководитель форума «Многонациональная Россия: этнология и киноантропология», координатор международного Северного археологического конгресса, руководитель творческого коллектива создателей экспозиции «Связь времен» Музея природы и человека (г. Ханты-Мансийск).

Важным условием развития гуманитарных наук Андрей Владимирович считает оптимизацию цикла получения знаний (методологии) и практической их реализации (технологии). Он читал лекции в университетах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Белгород, Магадан, Новосибирск, Омск, Челябинск), Германии (Berlin-Humboldt), Норвегии (Tromso), США (Dartmouth College, Arkansas, Brown), Финляндии (Helsinki, Lapland). К своим многочисленным проектам профессор Головнёв активно привлекает студентов.

 

«Главное во взаимоотношениях со студентами — реальная проектность. Проектное мышление, которое предполагает связь фундаментальной науки с прикладной. «Хорошая теория всегда практична». Самое главное в сегодняшнем обучении — прямое целеполагание. Студент становится членом команды, и его учеба приобретает смысл. Он должен быть подготовлен, должен быть полезным игроком команды.

Россияне очень часто называют науку в числе этнознаковых характеристик. Мы гордимся своей наукой, Ломоносовым гордимся не меньше, чем Пушкиным. Сейчас наука переживает непростое время — кризис. Её претензия на то, что она заменит собой религию, во многом себя исчерпала ещё в 19 веке. Наука возомнила себя цехом избранных, в которых все нуждаются, цехом со своими обычаями и обрядами. Интернет демократизировал таинство науки. Сегодня нет нужды в профессоре, который все знает — Интернет знает больше. Но у науки есть перспективы, просто надо не бояться обновляться и популяризироваться. Важно, что в науке сохраняется жажда открытия».

А.В. Головнёв — главный редактор академического журнала «Уральский исторический вестник», член редколлегий научных журналов «Археология, этнография и антропология Евразии», «Известия Иркутского государственного университета», «Известия Уральского федерального университета», «Вестник Челябинского государственного университета», «Вестник Северного (Арктического) федерального университета». Автор более 270 научных публикаций, в том числе 6 авторских монографий, 10 антропологических фильмов, отмеченных призами отечественных и международных кинофестивалей, сборника стихов (песен) «Дом на холме» (Екатеринбург, 1997).

Руководитель серии этнологических и междисциплинарных проектов Института истории и археологии УрО РАН: «Культурология самодийских и угорских народов» (1992—1994), «Арктическая культурология» (1995—2001), «Этнология и визуальная антропология Северной Евразии» (2002—2005), «Север в этнокультурной истории России» (2003—2005), Этнокультурная панорама Урала. Руководитель проектов «Исторический опыт межэтнического взаимодействия на севере Евразии» и «Модели экосоциальной адаптации на Севере Евразии: локальные и магистральные культуры», «Диалог культур и этничность в контексте колонизации» в рамках программ Президиума РАН.

Сыновья Андрея Владимировича — кинорежиссёры Иван Головнёв и Владимир Головнёв — по базовому образованию являются историками.

Книги

  • Головнёв А.В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. — Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1993. — 204 с.
  • История Ямала (2-е изд.). Тобольск-Яр-Сале: Этнографическое Бюро, 1994. 126 с с илл. (совместно с Зайцевым Г. С.  и  Прибыльским Ю. П.).
  • Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 607 с.
  • Siberian Survival: The Nenets and Their Story. Ithaca, New York: Cornell University Press, 1999 (with Gail Osherenko).
  • Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 344 с.
  • Дом на холме. Песни. Екатеринбург, 1997. 251 с.
  • Антропология движения. Екатеринбург, 2009. 497 с.
  • Этноэкспертиза на Ямале: ненецкие кочевья и нефтегазовые месторождения. Екатеринбург: "Издательство АМБ", 2014. 232 с. (совместно с Лёзовой С. В., Абрамовым И. В., Белоруссовой С. Ю., Бабенковой Н. А.).
  • Феномен колонизации. Екатеринбург: УрО РАН, 2015. 592 с.

Редактор

  • Сибирские татары: история и современность. Тобольск: НИО ТГИАМЗ, 1990. 65 с.
  • Модель в культурологии Сибири и Севера. Екатеринбург: ИИА УрО РАН, 1992. 172 с.
  • Северная Сосьва (исторические и современные проблемы развития коренного населения). Шадринск: НИИ ВОУН, Этнографическое Бюро, 1992. 76 с.
  • Касум-Ёх: Материалы для обоснования проекта этнической статусной территории. Шадринск: НИИ ВОУН, Этнографическое Бюро, 1993. 109 с.
  • Сибирские татары. Материалы I Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск: ТГИАМЗ, 1998. 227 с.
  • Обские угры. Материалы II Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск-Омск: ТГИАМЗ, 1999. 305 с.
  • Русские старожилы. Материалы III Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск-Омск: ОмГПУ, 2000. 546 с.
  • Древности Ямала. Вып. 1. — Екатеринбург-Салехард: УрО РАН, 2000. — 253 с.
  • Уральский исторический вестник.

Фильмы

  • Дорога Татвы. 1992.
  • Боги Ямала. 1992.
  • Легенда о сихиртя. 1993.
  • Чёртово озеро. 1993.
  • Хадампэ. 1994.
  • На другом берегу. 1995.
  • Путь к святилищу. 1997.
  • Пегтымель. 2000.
  • Остров Жохова. 2002.
  • Почтовая лошадь. 2008.

 

Другие учёные проекта

Корнелия Функе
Немецкий язык