Дом Учителя Уральского федерального округа
Оргкомитет:
Нач. классы и Go West:
+7 (343) 377-65-06 +7 (908) 918-17-80
  5chet@urfodu.ru

Станислав Николаевич Санников

Родился 22.10.1929 г. в г. Свердловске в семье техника-строителя Уралмаша, Эльмаша и других заводов Урала. С юности, живя у Основинского парка (в Пионерском поселке) увлекся походами в окрестные леса, на луга и речки, любил наблюдать за жизнью птиц, стрекоз, муравьев, тритонов и т. п. В библиотеке им. Белинского читал книги зоологов России («Что и как наблюдать в жизни птиц» Бутурлина, «Звери, птицы и гады России» Мензбира и др.). В 1947 г., окончив школу с золотой медалью, С.Н. мог бы без экзаменов поступить в любой институт, но без раздумий предпочел лесной. Здесь за 5 лет лекций, лабораторных практик и экскурсий в леса, благодаря замечательным преподавателям, он хорошо усвоил основы лесных наук и главное (что может дать только лесной институт) – представление о лесе как о сложнейшей экологической системе, которая сформировалась в ходе эволюции. Во-первых, то, что лес – это не только деревья на почве, где они растут, но и все кустарники, и травы и мхи под их пологом, и множество населяющих его животных, грибов и микробов. А, во вторых, – идея о том, что в лесу все они, влияют друг на друга, преобразуя внуктреннюю лесную среду (почву и атмосферу), так как связаны цепями питания в непрерывной борьбе за выживание. Однако, каковы конкретные формы и сила этих взаимовлияний? Что такое, в сущности, лес и чем он отличается, например, от степи или болота? И почему леса, несмотря на пожары, ветровалы или вырубку (если только не выкорчевать их с корнем!), все же возрождаются как легендарная «птица Феникс»? Все это и многое другое было еще не ясно, хотя совершенно необходимо знать лесоводу для сохранения и возобновления лесов.

Поэтому, после окончания института в 1952 г. и работы инженером-лесоводом в Курганской области, в 1954 г. С.Н поступил в аспирантуру Института биологии УФАН СССР, позднее ставшего Институтом экологии растений и животных Уральского Научного Центра АН СССР. В то время здесь создавалась новая научная школа «популяционной» экологии (во главе с профессором С.С.Шварцем) и генетики (проф. Н.В.Тимофеев-Ресовский), идеи которой стали основой научных взглядов молодых биологов. Смысл популяционного принципа в биологии заключается в изучении эволюионных приспособлений организмов к изменениям среды обитания не отдельных особей, а их целых совместно обитающих генетически однородных групп («популяций»).

Темой исследований С.Н. избрал анализ условий (факторов) среды и процессов естественного возобновления сосны – одного из главнейших видов деревьев в России, а их местом – знаменитые Припышминские боры, крупнейший массив (свыше 250 тыс. га) сосновых лесов в Зауралье, достигающих рекордной 45-метровой высоты. После чрезмерных сплошных рубок они плохо возобновлялись, почти сплошь сменяясь малоценной березой. Два десятилетия экспедиций, наблюдений, опытов, кандидатская диссертация и десятки статей потребовались С.Н., чтобы установить конкретные факторы, от которых зависит густый успех возобновления леса. К ним относятся: размещение материнских деревьев сосны и обилие их семян, доля обнажений почвы, благоприятных для их прорастания и степень ее зарастания травами и порослью лиственных деревьев. Регулируя эти факторы, лесовод может вызвать достаточно густой подроста сосны.

Позднее в итоге многих экспедиций С.Н.Санниковым и его сотрудниками были изучены экологические факторы и особенности возобновления сосны, ели, кедра, пихты и их неизменных спутников березы и осины в различных географических зонах Западной Сибирпей, а также в Карелии, Коми АССР, Сибири, Казахстане и в буковых лесах Украинских. Карпат Результаты этих исследований детально изложены в нескольких книгах и докторской диссертации С.Н. (1987 г.). Для эффективного содействия лесовозобновлению им разработаны способы размещения «семенных деревьев» и специальная машина для оптимальной обработки почвы, вызывающей появление густой «щетки» всходов самосева на вырубках и гарях.

В настоящее С.Н. с группой коллег завершает изучение генетической структуры сосновых лесов Кавказа и Центральной Европы; разрабатывает принципы выделения и размещения генетических резерватов хвойных видов; в России, готовит к изданию книгу по теории лесной биологии. В ней обобщены основные итоги проведенных исследований и намечены их некоторые участия молодых исследователей.

Другие учёные проекта

Виктор Юзефович Драгунский
Русский язык как иностранный
Борис Акунин
Литература